Правила ГИБДД РФ запрещают перевозку детей, не достигших 12 лет или роста 145 см, без специального автомобильного сидения. Качественное автокресло для сна представляет собой высокотехнологичное устройство, произведённое согласно результатам различных тестов. Главная задача конструкторов автомобильных сидений для детей – обеспечить максимальную защиту здоровья ребёнка в аварийной ситуации на дороге.
Однако, кроме условий безопасности, важно учитывать комфортность при нахождении крохи в автокресле. Детский опорно-двигательный аппарат ещё слишком слаб для длительного нахождения в автомобиле. Поэтому с целью обеспечения оптимально эффективного положения тела во время отдыха для младенцев предусмотрены горизонтальные автолюльки, а для детей постарше – детские автокресла с положением для сна.
Виды детских автокресел с положением для сна
Лучшим автокреслом по праву можно считать то, что отвечает простым условиям эксплуатации для родителей и оптимальной комфортности для ребёнка. Производители детских автокресел предлагают на сегодняшний день огромный выбор моделей с различными функциями. Возможность установки положения для сна – одна из них, ведь малышам свойственно много и часто спать.
Функция облегчает длительное нахождение ребёнка в автомобиле и обеспечивает максимально удобную позу в случае засыпания.
Весь рынок детских автомобильных кресел можно разделить на несколько категорий в зависимости от возраста и роста ребёнка. Кроме этого, аксессуары имеют разную конструкцию, механизм крепления, принцип размещения в автомобиле относительно его движения. Большое разнообразие изделий создаёт трудности при выборе нужной модели для сна. Для этого необходимо знать особенности каждой группы.
Категория «0» или автолюлька

Конструкция аксессуара предполагает длительное его использование во время поездки. Горизонтальное положение малыша является удобным и правильным для его возраста. Ещё больше функциональности придаёт люльке возможность её установки на шасси коляски или использование в качестве переносной кроватки.
Недостатком моделей являются:
- большой вес;
- громоздкость;
- сомнительная надёжность.
Переносить ребёнка в таком устройстве неудобно и очень тяжело, большие габариты люльки занимают половину заднего сидения, а проведённые краш-тесты показывают слабую защиту маленького пассажира при фронтальном ударе автомобиля.
Категория «0+» или переноски

Ребёнок в переноске пристёгивается широким пятиточечным ремнём. Дополнительно можно оснастить люльку валиком для защиты головы, который убирается по достижении малышом возраста 3 месяцев.
Способ установки автокресла в целях защиты крохи допускает позицию против движения автомобиля по центру заднего сидения или на переднем пассажирском сидении при отключении подушки безопасности. Устройство крепится к автомобилю штатными ремнями безопасности, системой Isofix или её аналогами. Существует механизм крепления люльки с помощью опорной ноги. Этот метод значительно надёжнее, но выше по стоимости.
Комплектация автокресел этой категории разными производителями предполагает модели такого формата:
- с мягкими вкладышами для головы и спины;
- со съёмным чехлом для укрывания ног;
- с отстёгивающимся козырьком от солнца;
- имеющим ручку для переноски.
Ряд моделей имеют шасси, позволяющие устанавливать их на лёгкую прогулочную коляску.
Использовать переноску можно дома для недолгого сна малыша, а также в качестве стульчика для кормления или качелей.
Главным недостатком переносок с функцией наклона только в позицию полулёжа является недолговременное их использование. В таких моделях ребёнок до 6 месяцев, не умеющий самостоятельно сидеть, может находиться не более 1,5 часа во избежание сильной нагрузки на неокрепший позвоночник. Периодически ребёнка следует вынимать из автолюльки, немного разминать или держать в разных положениях 10-15 минут, затем продолжать поездку.
Категория «1»
По конструкции устройства этой группы уже напоминают настоящие автомобильные кресла и предназначены для детей от 9 месяцев до 4 лет весом 9-18 кг. Оснащённые мягкими боковыми вставками, подголовниками и встроенными регулируемыми ремнями, эти модели устанавливаются как по ходу, так и против движения автомобиля.
Положение для сна регулируется с помощью плавного механизма. Важно, чтобы у водителя была возможность дотянуться и отрегулировать спинку детского сидения во время движения. Угол наклона в разных моделях составляет не более 15-20 градусов. Этого вполне достаточно для полноценного отдыха ребёнка, кроме того, можно увеличить угол, откинув назад штатное сидение автомобиля. Слишком большой наклон автокресла значительно снижает безопасность изделия.
Некоторые модели оснащены регулируемым подголовником, необходимым для защиты головы и шеи малыша, а также для комфортного положения тела во время сна. Дополнительным аксессуаром к креслу в поездках на дальние расстояния служит удобная выдвижная поставка для фиксации ног крохи.
Неоспоримыми плюсами этой категории автокресел являются
- высокая безопасность;
- регулировка режимов бодрствования и сна;
- возможность использования кресла на протяжении длительного времени без вреда для ребёнка.
Недостатком может быть только высокая стоимость качественных моделей.
Категория «2-3»
Производители автокресел объединяют группы 2 (дети 3-7 лет, 15-25 кг) и 3 (6-12 лет, 22-36 кг) в одну категорию по схожести конструкции, состоящей из сидения, спинки и подголовника. Отличие этой группы от предыдущих в переходе от внутренних ремней безопасности к штатным автомобильным. Надёжность и безопасность моделей этой категории по результатам независимых краш-тестов достаточно высокие.
Положение сна в изделиях такого типа не предусмотрено в связи с отсутствием внутренних ремней безопасности. Наклон спинки можно увеличить, отодвинув конструкцию от сидения автомобиля. Однако при наклоне спинки больше 5 градусов при столкновении или резком торможении ребёнок может проскользнуть под штатный ремень или же ремень может сместиться в область живота. И то и другое опасно для жизни маленького пассажира.
При выборе моделей этой категории применение штатных ремней безопасности заставляет руководствоваться не столько весом, сколько ростом ребёнка. Чтобы верхняя лямка ремня не упиралась в шею, а нижняя не сдавливала грудную клетку и живот, необходимо, чтобы рост был не менее 1 метра. В противном случае неправильное положение ремня на теле грозит серьёзными травмами при аварии.
Крепёжная система Isofix этой категории отличается от предыдущих тем, что фиксирует только сидение, исключая его смещение вбок при резком торможении. Надёжная фиксация устройства делает его устойчивым во время посадки ребёнка, а также позволяет не пристёгивать кресло штатными ремнями в случае поездки без малыша.
Категория «3» или бустеры

Бустеры устанавливаются на заднем сидении по ходу движения автомобиля и фиксируются штатным ремнём или системой Isofix. Лучшими устройствами этой группы являются модели, имеющие пластиковую или металлическую основу с рёбрами жёсткости.
Нужно помнить, что положения для сна в бустерах не предусмотрено из-за отсутствия спинки и подголовника. Поэтому при покупке необходимо учитывать параметры автомобиля и возможность слегка наклонить спинку сидения для комфортного сна маленького пассажира.
Кресла-трансформеры
Производители детских автокресел предлагают сегодня модели, трансформирующие свои параметры под увеличивающийся рост и вес ребёнка.
Преимуществами таких конструкций перед автокреслами, рассчитанными для определённой категории детей, является их пролонгированный на несколько лет срок службы и экономия средств.
Это оптимальный вариант для тех, у кого дальние поездки с детьми случаются редко. Основным недостатком выступает низкий уровень безопасности.
Категория «0+/1»

Кресло оснащено специальным ортопедическим вкладышем для перевозки младенцев до 12 месяцев. Оно надёжно фиксирует малыша и обеспечивает правильное положение тела. По мере роста ребёнка вставка вынимается, пятиточечные ремни снимаются, а универсальная система подголовника подстраивается под новые параметры.
У этой категории кресел отсутствует горизонтальное положение спинки. Необходимый наклон в 45 градусов для детей до 6 месяцев достигается путём выдвижения кресла вперёд. Некоторые модели оснащены несколькими позициями спинки для сна, а для максимального наклона предусмотрен специальный упор.
При покупке изделия необходимо обратить особое внимание на длину встроенных ремней. Они должны регулироваться с учётом меняющегося роста и полноты ребёнка в зимней одежды. Вес конструкции составляет 6-10 кг и не предусматривает возможности переноски малыша.
Категория «1/2/3»
Кресла-трансформеры этой категории предназначены для перевозки детей от 9 месяцев до 12 лет весом до 36 кг. Ребёнок после автолюльки пересаживается в такое универсальное устройство и не расстаётся с ним до переходного возраста, когда кресла уже не актуальны.
Модели этой группы так же, как и предыдущей, укомплектованы ортопедическим вкладышем до 1 года и пятиточечными внутренними ремнями, которые по достижении ребёнком 4 лет вынимаются из кресла. Регулируемые подлокотники, подголовник и ширина сидения позволяют подстраивать удобство кресла под параметры пассажира. У многих изделий отсоединяется спинка, превращая их в бустеры. Однако специалисты советуют не торопиться со снятием спинки во избежание снижения безопасности при ударе сбоку.
Позиция для сна в таких конструкциях не предусмотрена из соображений безопасности пассажира. Максимальный наклон спинки составляет не более 5-10 градусов, а изменять угол наклона возможно только до поездки. В связи с этими условиями использование таких кресел делает их непригодными для длительных поездок.
Перед покупкой кресла-трансформера необходимо взвесить все плюсы и минусы этого изделия.
По отзывам специалистов и потребителей, данная конструкция проигрывает моделям, предназначенным для определённой возрастной группы детей, по нескольким параметрам:
- низкий уровень комфорта из-за отсутствия положения сна;
- отсутствие в большинстве моделей плавной регулировки положения спинки;
- низкие параметры безопасности;
- большие размеры и вес изделия.
Несомненным преимуществом трансформирующихся кресел остаётся возможность сэкономить денежные средства и время на поиски нового кресла.
Оценка параметров автокресел

Самые известные и пользующиеся авторитетом компании (ADAC, ANWB, RACC, TCS, EuroNCAP, OEAMTC) проводят всестороннюю оценку, включающую в себя комплекс параметров:
- безопасность изделий;
- комфортность для ребёнка;
- удобство пользования для родителей и другое.
Результаты тестирований лабораторий доступны как потребителям, так и производителям на сайтах компаний.
Положение для сна в автокреслах

Для обеспечения нужного наклона все автокресла выдвигаются вперёд на 6-8 см. Комфортной позе малыша во время сна вполне достаточно угла наклона 10 градусов.
При этом спинка автокресла уже имеет небольшой наклон, а сидение автомобиля слегка откинуто назад. Совокупность этих параметров обеспечивает ребёнку должный уровень безопасности и возможность полноценного отдыха.
При покупке или прокате детского автокресла следует ориентироваться на следующие критерии:
- Для детей до 4 лет нужно отдавать предпочтение изделиям с позицией для сна.
- Важно учитывать не количество положений спинки, а угол наклона.
- Модели с прочным каркасом и внутренним слоем из полиуретановой пены наиболее удобны и анатомичны.
- Регулировка положений спинки должна быть плавной и простой с возможностью переключения легкодоступной рукояткой во время движения автомобиля.
- Внутренние ремни должны регулироваться по длине и быть Y-образной конфигурации, предотвращающей травмы позвоночника и брюшной полости.
Купить хорошее и надёжное автокресло сейчас не представляет особого труда – рынок переполнен различными моделями на любой вкус и достаток. Однако следует помнить: чтобы малыш был доволен нахождением в кресле во время длительных поездок, нужно отдавать предпочтение безопасным и комфортным конструкциям.
Только всесторонняя и объективная оценка изделия, опирающаяся на результаты независимых лабораторий и отзывы потребителей, поможет приобрести поистине качественное изделие.





